У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (далее − ПК):
в профилактической деятельности:
- способность и готовность осуществлять совместно с лечебно-профилактическими и другими учреждениями и ведомствами мероприятия по предупреждению распространения и ликвидации паразитарных и трансмиссивных болезней (ПК-1);
- способность готовить предложения и проекты решений медсовета, санэпидсовета, чрезвычайной противоэпидемической комиссии по вопросам профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями (ПК-2);
- способность использовать данные об энтомологической ситуации на обслуживаемой территории (численность переносчиков в динамике, антропофильность, резистентность, длительность сезона передачи малярии, наличие средств по защите населения от гнуса, наличие анофелогенных водоемов) при составлении планов работы, мероприятий по оздоровлению очагов (ПК-3);
- способность осуществлять методическое руководство за работой по профилактике паразитарных и трансмиссивных болезней медицинских учреждений на обслуживаемой территории, а также за соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима и выполнением мер профилактики паразитарных и трансмиссивных болезней на других объектах (детские дошкольные, школьные, летние оздоровительные учреждения, промышленные предприятия, очистные сооружения, предприятия торговли и др.) (ПК-4);
- способность и готовность организовать работу по профилактике заражения возбудителями паразитозов лиц, выезжающих в эндемичные страны и территории и предупреждать последствия завоза паразитарных болезней из-за рубежа (ПК-5);
в диагностической деятельности:
- способность проводить эпидемиологическую диагностику очагов и мероприятия в них при следующих паразитарных и трансмиссивных болезнях (ПК-6);
- способность и готовность проводить взятие проб крови для исследования на малярию, филяриидозы (тонкий мазок, толстая капля); окраску препаратов крови по Романовскому-Гимзе (ПК-7);
- способность и готовность проводить сбор проб и паразитологическое исследование фекалий, крови для обнаружения возбудителей паразитозов (ПК-8);
- способность и готовность проводить взятие проб почвы, воды, смывов с рук, предметов обихода, овощей, зелени для санитарно-паразитологические исследования (ПК-9);
- способность и готовность выявлять очаги паразитарных и трансмиссивных болезней и проводить их эпидемиологическое обследование (ПК-10);
в экспертной деятельности:
- способность и готовность организовать и проводить лабораторные исследования факторов среды обитания (паразитологических) (ПК-11);
- способность и готовность организовать и проводить работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания человека (ПК-12);
в контрольно-надзорной деятельности:
- способность и готовность проводить анализ качества мероприятий по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями по основным показателям: пораженность жителей по контингентам, процент охвата жителей обследованием на гельминтозы, процент охвата дегельминтизацией всех инвазированных, процент охвата дегельминтизированных лиц контрольным обследованием, удельный вес излеченных с первого раза к общему числу инвазированных, леченных впервые; охват обследованием на малярию и лечением примахином лиц по показаниям, число случаев малярии, возникнувшей у лиц, получивших курс лечения примахином, наличие вторичных от завозных и местных случаев малярии (ПК-13);
- способность анализировать показатели санитарно-паразитологической характеристики территории (ПК-14);
- готовность использовать при анализе паразитологической ситуации основные демографические и географические характеристики (ПК-15);
в информационно-аналитической деятельности:
- способность проводить анализ качества мероприятий по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями по основным показателям: пораженность жителей по контингентам, процент охвата жителей обследованием на гельминтозы, процент охвата дегельминтизацией всех инвазированных, процент охвата дегельминтизированных лиц контрольным обследованием, удельный вес излеченных с первого раза к общему числу инвазированных, леченных впервые; охват обследованием на малярию и лечением примахином лиц по показаниям, число случаев малярии, возникнувшей у лиц, получивших курс лечения примахином, наличие вторичных от завозных и местных случаев малярии (ПК-16);
- способность анализировать показатели санитарно-паразитологической характеристики территории (ПК-17);
- способность и готовность использовать при анализе паразитологической ситуации основные демографические и географические характеристики (ПК-18);
Планируемые результаты обучения. Обучающийся должен
Знать:
- организационные основы работы по профилактике и борьбе с паразитарными и трансмиссивными непаразитарными болезнями;
- правовые аспекты деятельности врача-паразитолога;
- структуру и задачи паразитологического звена санэпидстанции, формы и методы работы паразитологической службы;
- структуру и функции дезинфекционной службы, ее роль в борьбе с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- структуру и функции учреждений санитарного просвещения;
- взаимосвязь и комплексность в работе санитарно-эпидемиологических учреждений с другими учреждениями и ведомствами при проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- основы общей паразитологии, эпидемиологии; организацию профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- клинические проявления, принципы лечения паразитарных и трансмиссивных болезней;
- лабораторную диагностику и методы иммунологической диагностики паразитарных болезней;
- основы медицинской энтомологии, принципы и методы борьбы с переносчиками болезней и компонентами гнуса;
- методику анализа паразитологической ситуации и ситуации в отношении трансмиссивных болезней;
- основные показатели качества проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий; основные географические характеристики территории; основные демографические показатели населения;
- принципы и методы планирования работы паразитологического отделения санэпидстанции;
- организацию контроля за лечебно-профилактическими, детскими и другими учреждениями, промышленными предприятиями по вопросам профилактики паразитарных и трансмиссивных болезней;
- основы предупредительного санитарного надзора в целях профилактики и снижения заболеваемости паразитарными болезнями;
- цели и методы санитарно-паразитологических исследований и использование их результатов в профилактике и борьбе с паразитарными болезнями. Мероприятия по охране окружающей среды от обсеменения возбудителями паразитарных болезней. Методы дезинвазии объектов;
- методику работы по санитарному просвещению.
Уметь:
- осуществлять совместно с лечебно-профилактическими и другими учреждениями и ведомствами мероприятия по предупреждению распространения и ликвидации паразитарных и трансмиссивных болезней;
- выявить очаги паразитарных и трансмиссивных болезней и проводить их эпидемиологическое обследование, организовать работу по их оздоровлению;
- использовать данные об энтомологической ситуации на обслуживаемой территории (численность переносчиков в динамике, антропофильность, резистентность, длительность сезона передачи малярии, наличие средств по защите населения от гнуса, наличиеанофелогенных водоемов) при составлении планов работы, мероприятий по оздоровлению очагов;
- осуществлять методическое руководство и контроль за работой по профилактике паразитарных и трансмиссивных болезней медицинских учреждений на обслуживаемой территории, а также за соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима и выполнением мер профилактики паразитарных и трансмиссивных болезней на других объектах (детские дошкольные, школьные, летние оздоровительные учреждения, промышленные предприятия, очистные сооружения, предприятия торговли и др.);
- осуществлять контроль за качеством работы лабораторной службы по микроскопической и иммунологической диагностике паразитарных болезней;
- организовать работу по профилактике заражения возбудителями паразитозов лиц, выезжающих в эндемичные страны и территории и предупреждать последствия завоза паразитарных болезней из-за рубежа;
- использовать при анализе паразитологической ситуации основные демографические и географические характеристики;
- составить учетно-отчетные формы по медицинской паразитологии;
- планировать потребность в медикаментах для профилактики паразитарных болезней, осуществлять контроль за правильным хранением и расходованием их;
- организовать и непосредственно проводить мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам эпидемиологии, профилактики, лабораторной диагностики паразитарных болезней;
- организовать и проводить работу по санитарному просвещению гигиенических знаний и навыков среди населения;
- организовать рабочие места.