Обучающийся должен знать:
- законодательство Российской Федерации по вопросам организации специализированной помощи населению;
- основы медицинской этики и деонтологии в патологической анатомии;
- этиопатогенез и морфологию типовых патологических процессов и болезней сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой, бронхолегочной, пищеварительной, нервной, опорно-двигательной, лимфоидной и кроветворной систем, инфекционных и онкологических заболеваний, ятрогенной патологии;
- правовые основы и организацию патологоанатомической службы в России;
- показания к направлению и правила проведения аутопсий лиц, умерших от особо опасных и карантинных инфекций;
- порядок взятия, приема и обработки биопсийно-операционного материала для гистологического исследования;
- причины, механизмы и проявления типовых патологических процессов, закономерности их взаимосвязи, значение при различных заболеваниях;
- особенности возникновения, развития и завершения типовых форм патологии органов и физиологических систем;
- этиологию и патогенез отдельных болезней и синдромов, их проявления и механизмы развития, методы их рациональной диагностики, эффективной терапии и профилактики;
- адаптивные реакции, с позиций концепции саногенеза, на клеточно-тканевом, органном и организменном уровнях, взаимосвязь адаптивных и патогенных реакций и процессов, определяющих характер и исходы синдромов и болезней;
- основы доказательной медицины, современные научные концепции клинической патологии, принципы диагностики, профилактики и терапии заболеваний;
- теоретические основы построения диагноза, профилактических и лечебных мероприятий при болезнях человека;
- современные методики вычисления и анализа основных медико-демографических показателей состояния здоровья населения;
- основные принципы организации оказания первичной медико-санитарной, скорой, неотложной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, медицинской помощи пациентам, страдающим социально-значимыми и социально обусловленными заболеваниями;
- принципы организации лечебно-диагностического процесса в медицинской организации;
- правовые, организационные, экономические аспекты применения современных информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении;
- общественно значимые моральные нормы и основы нравственного поведения;
должен уметь:
- оценить предварительную информацию об исследуемых объектах;
- провести осмотр и вскрытие трупа;
- визуально оценить и точно описать изменения в органах и тканях трупа;
- провести вскрытие умерших (новорожденных, мертворожденных и плодов), учитывая связь пре и перинатальной патологии с течением беременности и родов у матери;
- производить вскрытие умерших от карантинных и особо опасных инфекций с учетом особенностей подготовки помещений, оборудования, одежды, дезинфекционных средств, забора материала; - исследовать гистологические препараты (секционный, операционный и биопсийный материал);
- анализировать результаты исследования;
- проводить дифференциальную диагностику с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний;
- ставить патологоанатомический (патогистологический) диагноз;
- оформлять клинико-патологоанатомический эпикриз;
- заполнять медицинское свидетельство смерти с учетом требований Международной статистической классификации болезней и причин смерти;
- в случае изменения патологоанатомического диагноза указать его окончательный вариант, направить в органы стат. управления новое медицинское свидетельство о смерти с отметкой "взамен предварительного" или "взамен окончательного";
- оформлять медицинскую документацию;
- взаимодействовать с другими специалистами и учреждениями;
- планировать профессиональную деятельность;
- применять специальные методы исследования для диагностики у секционного стола (пробы на воздушную и жировую эмболию, на наличие воздуха в плевральных полостях, на ишемию миокарда, на амилоидоз; раздельное взвешивание отделов сердца и морфометрия и т.д.);
- вскрытие при подозрении на сепсис;
- выбирать и вырезать нужные для гистологического исследования участки органов и тканей;
- производить забор секционного материала для проведения дополнительных бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;
- выбирать оптимальные методы фиксации, обработки, окраски материала, определять необходимое для диагностики число гистологических препаратов; -
- отбирать участки гистологического препарата для микрофотографирования.
Профессиональные компетенции
ПК 1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
ПК 2. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
ПК 3. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков
ПК 4. Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
ПК 5. Готовность к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов
ПК 6. Готовность к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов
ПК 7. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
ПК 8. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
ПК 9. Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации